СЫНОВЬЯ СОЛТОНА. Часть I
- Admin
- 15 апр. 2016 г.
- 4 мин. чтения

Прародина наших кара-майманов - это верховья Иртыша в Южном Алтае. Там, в местности Тас-Чокы - Лысая Сопка - жил князь Солтон, от него и ведут свой род алтайские кара-майманы.
Под рукой у Солтона было пятеро областей - пятеро улусов его сыновей. Старшего сына звали Бултаачы, за ним шел Боор, среднего звали Ак-Билек, еще был Апчы и самый младший Урат.Солтон и его сыновья состояли в подданстве Ойрот-Каана и жили в богатом и могущественном государстве. Даже маньчжурский Эдиен-Боодо-Каан не осмеливался идти войной на ойротское государство.
Боор с малых лет выделялся среди своих ровесников ясным умом и хорошей памятью. Прослышал об этом мальчике Ойрот-Каан и повелел отправить его в Тибет на обучение в монастырь, куда каждый год посылал богатые дары, ибо там изучали грамоту и науки одаренные дети всей ойротской знати.
С малых лет, кто говорит семнадцать, а кто и двадцать пять лет постигал Боор под руководством ученых монахов премудрости, заключенные в древних священных книгах - судурах. Он уже заканчивал обучение, когда пришло требование срочно вернуться на родину. А когда вернулся, оказалось, что не было ему равных по уму и знаниям во всей Ойротии. Звали его на службу ко двору Ойрот-Каана, но Боор отказывался. Говорил он: - У государя ворота высокие, у господина пороги крутые. Нрав владык переменчив, не место при дворе подлинной мудрости.
Как сложилась бы судьба Боора в дальнейшем из-за его упорства, мы не знаем, потому что в это время Ойрот-Каан неожиданно скончался. В его стране началась смута. Своевольные князья перегрызлись между собой - каждый хотел овладеть престолом, стать выше всех. Междоусобицы ослабляли некогда могучее ойротское государство.
Воспользовавшись смутой, стали совершать набеги в пределы страны соседи - казахские и халха-монгольские князья. Каждый стремился урвать свой кусок, побольше да пожирнее, подстрекаемый маньчжурским Эдиен-Кааном. Словно алчные псы терзали они страну, говоря: Без жеребца табун остался, В свои кочевья уведем. Без государя люд остался, Под свою руку заберем. Вслед за соседними племенами пришли в Ойротию войска маньчжурского Эдиен-Боодо-Каана, который спешил воспользоваться удобным случаем, чтобы покорить могущественного соперника и захватить богатую страну.
Многие князья без боя сдавались на милость захватчиков, желая сохранить свои богатства. Более всего страдал черноголовый простой народ. Огнем и мечом прошлись иноземцы по стране. Жгли жилища, грабили скот и имущество, во множестве угоняли людей в рабство.
В эти тяжелые времена, когда распалось государство Ойрот-Каана, сыновья Солтона не склонили головы. Они не сидели попусту, не пировали, скот не кололи, баклуши не били, а, чтобы не попасть в плен к захватчикам, взяли в руки оружие, собрали дружины и стали воевать за свою свободу. Однако силы были неравные. Как ни сопротивлялись ойротские воины чужеземцам, приходилось им уходить все дальше и дальше от своих исконных мест.
Кочевья Солтона тоже подверглись грабежу и разорению. Люди его улусов-отоков стали разбегаться кто куда. Решил Солтон держать совет со своим старшим сыном Бултаачы, как дальше жить, что делать, как спастись, чтоб не попасть в рабство к захватчикам. Бултаачы уже отделился от отца, жил далеко, в другом месте и вестей от него давно не было.
Старый Солтон оседлал коня и отправился в стойбище Бултаачы, которое было в пятнадцати дневных переходах. Напрасно он ездил, никого не нашел, только пепелище увидел на месте стойбища старшего сына. Ровно через месяц вернулся Солтон домой. Привязал коня к коновязи, упал на землю и заплакал горькими слезами, а сыновьям сказал:
- Только камни и холодную золу нашел я на месте кочевий Бултаачы. Видно, он давно ушел из тех мест. Не осталось от него ни следа, ни весточки. Не смог я узнать, куда подался Бултаачы, как у него судьба сложилась. До сих пор неведомо, что случилось с Бултаачы. То ли ушел он в китайские пределы и принял подданство Эдиен-Бодо-Каана, то ли попал в плен к чужеземцам вместе со своей семьей и родичами, да так и сгинул на чужбине. Никаких известий о нем и его потомках не сохранилось в памяти людской.
Посоветовался Солтон с сыновьями и решил откочевать из этих мест, чтобы не погиб весь его род. Собрав самый необходимый скарб - ничего лишнего, и тех людей, что при нем были, двинулся Солтон с сыновьями в самые глухие места горной части Алтая, поближе к границам земель, которые взял под свою руку Ак-Каан - Русский царь.
- Пойдем на свет Полярной звезды, - сказал Солтон, - туда, где алтайская земля граничит с владениями Темир-Чаган-Каана, Железного Белого царя, обоснуемся под его крылом. Может быть, там удастся сохранить свой род, воссоздать Эль-Юрт нашего народа.
Так и сделали. Поначалу укрылись они от врагов в Коротинской долине, в местности Турлу-Айры. Но и там не нашли они покоя. Не успели как следует обжиться на новом месте, явились вслед за ними монгольские войска Эдиен-Боодо. Отрядом командовал Эр-Чадак, сын богатыря по прозвищу Эзен Кривоносый. В свое время вместе с Боором Чадак учился в тибетском монастыре.
Среди людей ходили слухи, что Эр-Чадак был монголом. Так думали потому, что он был военачальником у маньчжуров. По правде же он - настоящий алтай-киши из рода кыпчак. Удостоился он такой милости маньчжурского каана потому, что одним из первых добровольно перешел к нему на службу. Теперь кыпчаки не желают признавать его родней и указывают на кёгёль-майманов: «Он-де ваш». А те отнекиваются и в свою очередь кивают на кыпчаков, говоря: «Нет ваш».
В награду от Эдиен-Каана за службу Эр-Чадак получил право управления кошунами кёк-соонов в верховьях реки Комду, которая ныне зевется Кобдо.
Когда принимали его в подданство, то спросили маньчжуры Эр-Чадака:
- Есть ли еще удальцы такие, как ты, на Алтае?
- Есть, - отвечал Эр-Чадак, - это сыновья Солтона из рода кара-найманов. Все храбрецы и удальцы отменные, но самый нужный для вас - Боор. Это человек особого склада, верховодит всеми он. Я с ним учился в тибетском монастыре. Он там превзошел всех в науках, овладел всеми премудростями. Не только знает прошлое и настоящее, но и провидит будущее. Пока их не возьмете, не думайте, что Алтай будет вашим. Это особой доблести и ума люди, не дайте им уйти к русским!
- Если дадим тебе войско из доблестных солонов-кезеров, сможешь ли изловить Боора и к нам доставить? - спрашивают маньчжуры.
- Смогу, ведь я весь Алтай изнутри знаю, куда ему от меня деться? Нужно немедленно схватить сыновей Солтона, а иначе будет беда! Всё сорвется, уйдут они под руку Белого царя, уведут за собой свой народ, вот тогда-то русские займут цитадель Алтая и в Ара-Сибирь пути-дороги закроют. Дайте мне достаточно войска, и я доставлю сыновей Солтона под вашу руку!
Потому и последовал Эр-Чадак за Солтоном и его сыновьями в Тур- лу-Айры, чтобы упредить их переход в подданство к Железному Белому царю.
ความคิดเห็น