top of page

СЫНОВЬЯ СОЛТОНА. Часть VIII (окончание)

  • Фото автора: Admin
    Admin
  • 17 мая 2016 г.
  • 7 мин. чтения

Быстро пролетали годы. Незаметно подкралась старость к Боору. Предчувствуя свою кончину, пошел он весной в березовую рощу и нарубил множество брызжущих сладким соком белокорых стволов. Положил их сушиться в определенном месте. Людям завещал, чтобы его не зарывали в сырую землю, а после смерти тело предали огню. Велел собрать пепел, что от него останется, отнести на вершину горы Кодёгор и схоронить в пещере. Вскоре Боор умер.

Когда пламя погребального костра угасло, пришли люди в изумление: собирая пепел, нашли они не тронутый огнем эргек - большой палец правой руки почившего и бурый камень, в который его печень превратилась. И вновь убедились родичи и все люди, что Боор, как и его отец Солтон, был не простым человеком. Вспомнили, что своими мудрыми поступками он неоднократно это при жизни подтверждал.

Боор оставил много древних книг - судуров, которые он в трудные минуты перелистывал, когда нужно было будущее открыть и принять решение. Боор повелел эти книги вместе с его пеплом на горе схоронить, ибо, сказал он:

- После меня некому их читать будет. Только через семь-девять поколений, не раньше, может, появится из лона нашего рода мальчик, равный мне по уму и духовному озарению, чистый своими помыслами.

Схоронили люди книги Боора, чтобы недобрый человек силою знания, в них заключенного, во вред людям воспользоваться не смог.

Когда пепел Боора отнесли в ларце, окованном золотыми пластинами, в пещеру, то объявили гору Кодёгор заповедной. Отныне ни одна женщина не могла ступать на склоны этой горы. Если стада овец туда заходили, то только мужчины их могли назад вернуть, а женщины-чабаны должны были ждать, пока овцы сами назад не спустятся. Чтобы не беспокоить дух мудрого Боора в месте его вечного успокоения, никто не смел после захода солнца дрова здесь рубить, поднимать шум или громко разговаривать.

После похорон Боора стали люди свидетелями чуда: в небольшой ложбинке на вершине крутого холма, где его тело огню предали, на месте кострища поднялась березовая роща, словно поленья, которые легли на костер, обрели здесь новую жизнь. С тех пор кара-найманы среди всех деревьев особо почитают березу. Никто не может просто так ни срубить ее, ни забавы ради веточку с дерева обломать.

Помнят люди до наших дней еще один завет Боора, который велел новую Родину оберегать, урона ей не наносить. Чтобы чистые источники не осквернять, запретил в их водах посуду мыть и одежду стирать. С тех пор вся Каракольская долина заповедной стала. Звери и птицы себя здесь вольготно чувствовали. Особенно почитали благородных маралов и выдр, охотиться на которых в этих лесах под горой Юч-Сумер никому не разрешалось. По завету Боора не допускали в долину также шаманов, которые имеют дело со злыми черными духами.

До сих пор особым почетом пользуются у найманов черные лохматые собаки, имеющие желтые пятнышки над глазами. Помнили они слова Боора, что в одну из них может его душа после смерти переселиться и прийти к ним в образе собаки. К другим собакам кара-найманы тоже относятся с любовью: не бьют их, не ругают, если какая в аил войдет, то пинками не гонят.

Предсказаниями своими приоткрыл провидец Боор сородичам завесу над будущим. Многие из них были не поняты современниками и преданы забвению. Лишь малая часть провидческих изречений Боора, передаваясь из уст в уста, дошла до наших дней. Долгими зимними вечерами, размышляя о грядущей судьбе своего народа, старец Боор говорил:

- Одну шестую часть света занимает страна Темир-Чаган-Каана - Русского царя. В стороне заката находится земля Йопыропа - Европа. Русский царь - Ак-Каан носит титул Великого князя - Улу-Бия, помыслы его чисты, как белое молоко. Увы, век Железного Белого царя недолог. Пройдет несколько поколений, и его низвергнут с высокого трона. Тогда появится Кызыл-Черик - Красное войско, и воины оденут шапки, сияющие светом пятилучевой звезды.

- После этого на одной шестой части света, в землях Темир-Чаган- Каана разразится большая и страшная война. Превеликое множество народу будет истреблено. В те времена вы будете тяжко страдать от голода и жажды. Смертные души свои вы сохраните только за счет пищи по прозванию «боодын мандик» (картофель). - Эдиен-Каан - разрушитель! В земли Китая, Монголии, дети мои, на жительство никогда не переселяйтесь. Ни в коем случае нельзя этого делать. Запрещено! Там живет очень многочисленный народ, подобный полноводной реке Талай. Перестанет этот народ помещаться в своем ал- тае, через свой порог перельется, вас с лица земли сотрет и не заметит. Оттого-то вы от этого народа поселяйтесь в отдалении и держитесь осмотрительно.

- По дну небесного океана будет летать Темир Куш - Железная птица, и это вы своими глазами увидите. Посреди обычного селения будет бегать Темир Айгыр - Железный жеребец, и это вы сами увидите. В Петербург доберетесь за время (от утренней до вечерней) дойки кобылиц, в Москву доберетесь за время (от утренней до вечерней) дойки коров. По проволоке, подобной конскому волосу, будете меж собой разговаривать. И это все вы увидите собственными глазами.

- И снова наступит Боро Тююки - Смутный век. Настанет срок прежнему веку завершиться. В страшной войне вся поверхность земли сгорит дотла. А после снова на поверхности земли все живые существа произрастут и возродятся. Под высокими горами близко не живите. В ту пору земля затрясется, гора перевернется, изменится. К берегам большой реки близко не живите. В ту пору река расплескается, выйдет из берегов, свое течение изменит.

- Будет разгул стихий: холод, буйный ветер, вихрь и ураган нагрянет. - Народ измельчает, поколения смешаются, дети начнут рано развиваться, зато у взрослых ум будет как детей.

- После появится конь с хвостом как у комара. Коли сядешь на него, на месте не усидишь.

- Появится народ с повадками как у мошкары, слабый умом, мелочный в делах.

- Ездить будете на коне размером с костяную бабку. Ростом станете размером с карыш - пядь. И ума доброго у вас не будет.

- В отверстие иголки на солнце будете смотреть. Из собачьей чашки будете есть.

- В одно время мой народ будет туго жить, как под спудом. Но минет несколько поколений, и наступит время опять проснуться. Появится мудрый муж - баатыр, вновь станет вас уму-разуму учить.

- Кто пса подложит вместо подушки, спокойно не улежит. Кто поселится под рукой Ак-Каана, покоя знать не будет. Установится такая власть, которая будет и утром, и вечером вас самих, беловерцев, и ваш белый скот, как свои пять пальцев, пересчитывать.

- Из произведенных Русским царем семнадцати видов пищи будет один под названием «картоп» (картофель). Станете готовить его, кушать да нахваливать: «Какая хорошая, добрая еда!» Среди сорока видов домашнего скота появится у вас скот по названию «какай» (свинья). Станете растить его да нахваливать: «Какая хорошая, добрая скотина!»

- В широких вьюках новый товар привезут. Сорока двух видов черный баткыр-чай привезут. Станете его разыскивать, покупать и пить.

- Желтый ячмень с круглою головкой появится. Станете его пить, но вкуса у него не будет.

- Между аилами вашими побежит неживой синий бык. По глади синего моря поплывет неживой синий бык. Много тысяч товаров на этих быков нагрузят и станут туда-сюда перевозить.

- По конскому волосу будете между собой беседовать, разговаривать. В Петербург домчитесь за время дойки кобылиц. В Москву долетите за время дойки коров. На расстояние дня пути туда-сюда ездить станете, и спозаранку назад возвращаться будете.

- Станет народ многочисленным, подобно праху земному. Станете бродить туда-сюда как бестолковые козы. Тени ваши будут длиннее вас самих. Бесов ваших будет больше, чем вас самих.

- А править народом будет человек с пятилучевой звездой во лбу.

- Шесть стихий, шесть айгулов придет в движение в смутный век Боро Тююки: вода, огонь, ветер, мороз, земля и человек. Все стихии придут в неистовство. Так настанет последний срок - Боро Тююки. Но после того как случится все это, повторной беды уже не ждите. После завершения смутного времени вы успокоитесь и пребудете в мире.

- При слиянии Бии и Катуни произойдет большая битва. Грохот оружия будет настолько силен, что вам, живущим в Каракольской долине, он покажется треском огня за стеною жилища. В то же время ваши голоса покажутся вам настолько тихими, что едва сможете расслышать, окликая друг друга. Бий-Катунь (Обь) потечет тремя потоками: два потока с водой, а третий - с кровью. Тончайшей резьбой изукрашенные кремневые ружья, из которых стреляют, прицеливаясь, на поле боя во множестве вы оставите. Рукоятки сабель и копий будут валяться повсюду как дрова, что и за два года не истопить. После этой битвы война закончится. И народ снова восстановится, возродится.

Многие предвидения уже сбылись, другие еще ждут своего часа.

Пока рассказывал все это Боор, неподалеку сидел один его внучатый племянник, человек небольшого ума. Подражая своему мудрому дяде, племянничек делал вид, будто бы он человек знающий, хотя грамоте обучен не был и священные судуры читать не мог. Этот племянничек шнырял туда-сюда между юртами, смущая умы молодежи. А сам около дядюшки все время вьюном вился, прямо в рот ему смотрел, а особенно прислушивался к тому, что тот говорит, открывая священные книги, и всюду встревал, мешался. Уж такой был человек! Так вот, слушая пророчества, да не дослушав Боора до конца, племянник как-то раз брякнул:

- Ну, зачем же нести такую чушь!

Печально глянул на него Боор и, как бы жалея его, сказал:

- Вот горе-то! Какой мелкий народец народился! Не думал я, не гадал, что доживу и увижу таких людей своими глазами. А мне-то казалось, что такие круглые дураки народятся в куда более отдаленные времена. Оказывается, время пустоголовых глупцов уже пришло!

И после этого в присутствии посторонних Боор прекратил вести пророческие речи и всегда замолкал, если в аил входили гости.

***

В час каждому предопределенный ушли из этой жизни братья Боора, сыновья Солтона. Ак-Билека схоронили в Сетерлю, где его могила до сих пор сохранилась. Апчы лежит на высоком холме, который с тех пор называют Апчы-Боом, что в кеньгинском Талду. Урат, отделившийся от братьев, почил в Кастакту в Оймонской долине. Все оймонские и яла- манские кара-найманы ведут свой род от него.

Шли годы, и многочисленные потомки сыновей Солтона составили новый народ, целый аймак людей. Свой край, где живут, называют Алтайским Улусом. Выносливы и жизнестойки эти люди, характер у них открытый и доброжелательный, потому что кара-найманы, как раньше было сказано, соединились здесь на новом месте с другими сеоками-ро- дами и вобрали в себя лучшие черты каждого. Называют же все они себя алтай-киши - алтайские люди, чтобы никому не было обидно, что одно племя себя выше других захотело поставить, потому что все мы - дети одного Алтая.

Пересказ на русский язык Б.Я. Бедюрова, Ю.В. Фельчукова, Е.В. Королёвой. Предание было впервые записано Б.Я. Бедюровым со слов родного дяди Кёйлюка Майчикова зимой 1969 г. После предание было дополнено Кёйлюком Майчиковым, а также его двоюродным братом Айылдашем Анатовым в 1970-1980-е годы в с. Кулады.

СЛОВО об Алтае. История, фольклор и культура. - Горно-Алтайск: Горно- Алтайское отделение Алтайского книжного издательства, 1990. - 400 с. С. 66-92.

Озогы Туукилер/ Алтайские легенды и предания ойротской и царской эпох/. - Горно-Алтайск: АУ РА Литературно-издательский Дом «Алтын- Туу», 2011. - 424 с. С. 158-190.


Comments


© 2015 «Наш Онгудай»

bottom of page